Блистательные и поражающие до глубины души своим почти мистическим сиянием каменные свидетельства высокой культуры времен фараонов. Около пяти тысяч лет до нашей эры в Египте на берегах неповторимой водной артерии реки Нила возникла культура. Кемет (черная страна) – так древние египтяне называли свою империю. Под этим они подразумевали плодородный ил, который Бог наводнений круглогодично выбрасывал на поля. Своим Богам египтяне возводили многочисленные храмы. И, глубоко веря в загробную жизнь, строили своим правителям из более чем тридцати династий надгробные памятники на вечные времена. Благодаря своему письменному языку – иероглифам, расшифровать которые удалось только в 1822 году, сегодня мы можем ознакомиться с образом жизни древних египтян. Взгляд на прошлое позволяет нам понять современность.
Современный Египет вынужден бороться с многочисленными социальными проблемами. Несмотря на экономический рост и развитие свободной рыночной экономики большая часть населения до сих пор живет за чертой бедности. Их доход ниже прожиточного минимума. Бурный рост населения и обусловленные религиозными проблемами внутриполитические разногласия – вот будущее египтян, которое колеблется на узкой границе между современностью и традицией. Необходимые меры безопасности были введены с момента открытых выступлений мусульман-фундаменталистов против государства.
«Тот, кто не видел города Каир, не видел мир» – такое до сих пор актуальное резюме о столице Египта появилось в «Тысяче и одной ночи», поскольку нигде так тесно не связаны друг с другом прошлое и настоящее. В Каире в равной степени господствует хаос и задумчивость. На улицах города вы увидите пеструю смесь из людей разных национальностей. Столица с шестнадцатимиллионным населением вызывает самые противоречивые чувства. Ни один человек не может остаться равнодушным, глядя на кипящую жизнь города. На восточной оконечности города возвышается массивная цитадель. Это укрепление было взведено в 1176 году курдским полководцем Саладином после того, как крестоносцы несколько раз разрушали эту часть Каира. На территории цитадели располагается мечеть Мухаммеда Али с возвышающимися над городом изящными минаретами. Паша Мухаммед Али, правивший страной с 1805 по 1845 год, по праву считается основателем современного Египта.
С тех пор, как в 640 году арабы захватили город, ислам определяет общественную жизнь. Каир, в котором находится более 500 мечетей, является религиозным центром страны. Около 93% населения исповедует ислам и подчиняется писаниям Корана. Именно исламистские представления о ценностях часто вызывает скепсис и неприязнь на Западе. Такое случается по большей части из-за незнания иной культуры, что, в свою очередь, становится почвой для предрассудков. Непосредственный контакт между людьми позволяет быстрее избавиться от всякого рода недопонимания.
Такой контакт возникает естественным образом на базаре. Хан-эль-Халили – самый крупный рынок Каира. Он изначально был построен как караван-сарай. Торговля в Египте имеет долгую традицию и ведется с большой самоотдачей. Торг за соразмерную цену является здесь неотъемлемой частью процесса покупки. Базар сам по себе предстает перед нами как цельный, очаровательный мир и заключает в себе западные представления о Востоке. Обстановка как будто взята из «Тысячи и одной ночи» и кажется, что время здесь замерло. На каждом углу рынка обоняние искушают экзотические запахи и, естественно, возникает желание всё попробовать. Однако базар это нечто большее, чем просто место продажи товаров. Это место встреч и обмена информацией, социальный центр любого арабского города.
Ознакомиться с христианским прошлым Каира можно в старой части города. В квартале, расположенном в центре древнеримской пограничной крепости, живут преимущественном коптские христиане. Начиная со II века нашей эры, в Египте существуют христианские общины. В 379 году христианство стало государственной религией Римской империи и оттуда распространилось на римскую провинцию Египет. Во времена римского и византийского господства здесь появились многочисленные церкви и монастыри. Завоевание Египта арабами в 640 году и утверждение ислама ознаменовали падение христианской культуры. Сегодня около 7% египтян являются последователями коптской церкви. В музее коптской культуры, неподалеку от пограничной крепости, можно узнать подробней о христианской культуре Египта.
Но вернемся в центр города. Непосредственно на узловом транспортном пункте Каира – площади Тахрир, находится известный Египетский музей. Он был создан в 1857 году французским исследователем Огюстом Мариетом и содержит на сегодняшний день около 120 тысяч экспонатов. Систематическое исследование культуры фараонов началось еще во время экспедиций Наполеона в Египет. В 1798 году он высадился со своим флотов в Александрии, чтобы оспорить британское господство на Ближнем Востоке. Наполеон привез с собой большое количество исследователей и ученых. Французы, итальянцы и британцы соревновались в поиске мест культовых действий. И, несмотря на то, что археологи в открытую переправляли в свои страны многое из найденного, даже сегодня можно собрать воедино целую коллекцию из ценных сокровищ. К таковым относится, например, мумия фараона Рамзеса II – одного из самых значимых фараонов новой империи. Мумия фараона и его сохранившийся саркофаг позволяют исследователям подробней изучить культуру того периода. Жук скарабей, изображенный на многих украшениях, символизирует Атум Хепри – праотца всего сущего в египетской мифологии. Символ новой жизни сопровождал всех умерших в их путешествии в загробный мир. Перед Египетским музеем, как и перед прочими достопримечательностями, всегда стоят полицейские туристической службы, готовые помочь словом и делом, что порой немало важно в суете больших городов.
На южной оконечности Каира за последними домами возвышаются пирамиды Гизы. Хеопс, Хефрен, Микерин – фараоны четвертой династии старой империи, обосновавшиеся здесь в 2575-2465 годах до н.э., приказали воздвигнуть эти монументальные усыпальницы. Солнечные лучи, ставшие материей по которым душа умершего фараона поднимается на солнце, чтобы воссоединиться там с праотцом Атом Ра, древние египтяне связывали с пирамидами. На протяжении столетий это чудо света притягивает исследователей, желающих проникнуть в тайну их созданий. Но, несмотря на наличие современных инструментов и технологий, многие вопросы остаются открытыми. Овеянный тайнами и величественным кажется нам большой Сфинкс у подножия пирамиды Хефрена. Перед лицом монументальных усыпальниц современное понятие времени и пространства теряет свой смысл. Из философских созерцаний вы очень быстро вернетесь в реальность. Об этом позаботится множество продавцов, которые являются такой же неотъемлемой частью Гизы, как пески пустыни. Настойчиво и неустанно пытаются они продать свои товары туристам. Действительно, арабские украшения и сувениры станут хорошим дополнением к уже накопленным впечатлениям.